Феномен голландского дизайна

В последние годы в мире наблюдается повышенный интерес к голландскому дизайну. На всевозможных международных выставках голландцы становятся бесспорными лидерами, привлекая внимание публики и специалистов своими прогрессивными идеями и проектами под названием «умная простота».

Яркое появление голландского дизайна произошло в начале 1990х – дизайнеры создавали шкафы из отходов деревообработки и стулья из ветоши. Ни один мебельный бренд не решался взять эти экспериментальные предметы в производство, но дизайнеров это совершенно не беспокоило. Они изготавливали революционную мебель в собственных мастерских. По сей день в Голландии нет мебельной индустрии, и это стало главным преимуществом – продукт производится исключительно по собственному усмотрению дизайнера. Подобный образ мышления получил активную поддержку со стороны правительства. Государство поддерживает презентации голландского дизайна за рубежом, а молодые дизайнеры могут рассчитывать на стартовые субсидии.

К тому же Нидерланды располагают превосходными возможностями доступного образования в области искусств. В Академии дизайна Эйндховен студенты учатся не тому, как проектировать стулья, а открытому способу мышления, не принимающему ничего как данность и все ставящему под вопрос. За прошедшие годы, благодаря Академии дизайна, появилось целое поколение дизайнеров, проекты которых неизменно оказываются в центре внимания – Маартен Баас, Марсель Вандерс, Юрген Бей, дизайнеры бюро Studio Job, Франк Уиллемс, финский дизайнер Туомас Маркупойк Толванен, вдохновленный голландской школой и другие.

На сегодняшний день голландский дизайн стал своего рода знаком качества. При всем своем различии творческих путей и способов реализации идей он отличается чистотой форм, глубиной содержания, находчивой простотой и взглядом на предмет с совершенно новой точки зрения. Голландские дизайнеры говорят о том, что в будущем ценность предмета не будет напрямую зависеть от экстравагантности материалов – главной роскошью станет неповторимая индивидуальность объекта, нестандартный идейный подход, вдохновение, нечто неожиданное, что ломает рутину и делает его таким привлекательным.

Несомненно, существенное влияние на формирование дизайна в Голландии оказывает историческое прошлое этой страны. Совсем небольшая по размерам и численности населения Голландия занимает значительное место в мировой истории. Линия бережного отношения к своей стране, природным ресурсам  и народу прослеживается в творчестве всех голландских дизайнеров.

Например, Франк Уиллемс (Frank Willems) выпускает коллекцию стульев Madam Rubens, при производстве которой использует старые матрасы, ведь их утилизация  отрицательно сказывается на окружающей среде. Другой известный дизайнер Юрген Бей прославился благодаря своему проекту «дерева-скамейки», которую он изготовил для парка, используя упавшее в сезон ветров дерево, подарив тем самым дереву новую жизнь. Дирк Ван Дер Кой перепрограммировал списанный фабричный робот и производит мебель из переработанного пластика от старых холодильников. Экологическую направленность можно проследить у всех дизайнеров Нидерландов, таким образом, старые, выброшенные вещи, обретают новую жизнь и новое предназначение.

В сознании каждого голландского дизайнера  присутствует повышенная социальная ответственность и интерес к созданию удобного, уютного и функционального общественного пространства, как части городской среды. Объединение людей и коллективизм  являются наиважнейшими ориентирами в стране, где еще в начале 20 века сложилась пилларизация в обществе, основанная на разном мировоззрении в религиозных и политических взглядах. Многие работы голландских дизайнеров направлены на решение социальных проблем и, прежде всего, на укрепление толерантного во всех отношениях общества.

Большинство проектов дизайнеров можно отнести к понятию «арт-дизайн»,  ведь концептуальное направление прослеживается в творчестве голландцев в последние два десятилетия. Процесс создания мебели требует существенных денежных затрат, и она выпускается ограниченными сериями. Таким образом дизайнеры подчеркивают, что их проекты – это еще и борьба с культурой потребления. Дешевые вещи легко выбрасываются, а дорогие предметы, ставшие вложениями, остаются навсегда и могут даже передаваться по наследству.

Развитию спроса на дизайнерскую мебель способствует популярность бутик-отелей по всему миру, пик которой пришелся на 1990е годы, а интерес появился после открытия Филиппом Старком первого бутик – отеля Royalton  в 1988 году. Особенность этих отелей заключается в создании театрально продуманного пространства, организованное с целью вызвать ощущение эксклюзивной, дизайнерской роскоши. Такие отели формируют настроение, они не просто место с определенными функциями. В результате появления бутик-отелей в 1990х началась дизайнерская лихорадка – публика стала стремиться повторить облик подобных отелей в собственных домах. В Петербурге голландская мебель представлена в бутик-отеле Villa Perlov, расположенном на Большой Конюшенной, 2.

Голландский дизайн занимает особую нишу в мировом дизайне: он яркий, продуманный, интеллектуальный. В период кризиса кто как не голландцы с их оправданным и функциональным дизайном становятся правильным ориентиром. Задумываясь о проблемах общества, бережно сохраняя и развивая то, что когда-то начали их предки, голландцы несут идею созидания, уважения и понимания своей собственной страны.

 Автор Ольга Лазарева, фото Moooi

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ