Фактологичность: десять причин, по которым мы ошибаемся насчет мира, и почему все лучше, чем кажется

Ханс Рослинг был шведским ученым, врачом, статистиком, одним из основателей шведского отделения организации «Врачи без границ» и тем из немногих, кто мог говорить о статистике развития мира, апеллируя юмором, но подкрепляя смех неопровержимыми фактами, убеждая, что наш мир не такой плохой, как нам кажется. Впервые я услышала его имя в музее Альфреда Нобеля на закрытой вечеринке в канун вручения Нобелевской премии. Под влиянием динамической личности Нобеля, возбужденная высокоинтеллектуальными разрядами места, я направилась на презентацию о статистике, подготовленную его коллегами. Прошел год со дня его смерти, и команда во главе с его сыном и невесткой представила нам сжатое содержание работ Ханса Рослинга, которые легли в основу его книги «Фактологичность».

Меня сразу расположило то, что в детстве Ханс мечтал работать в цирке шпагоглотателем, то есть хотел удивлять людей и показывать им чудо. Но родители решили, что он должен стать врачом, и ему пришлось поступить в медицинское училище. Однажды во время лекций он услышал, что если в горле у человека что-то застряло, ему достаточно выдвинуть подбородок, и в горло свободно войдет любой предмет. В качестве доказательства студентам продемонстрировали рентгеновский снимок шпагоглотателя с клинком в горле. Рослинг начал тренироваться дома на удочке, вспомнив свою детскую мечту и вооружившись знаниями о рефлексах. Как он ни выдвигал подбородок вперед, пытаясь пропихнуть удочку как можно дальше, она не заходила полностью в горло. Только много лет спустя, когда Ханс работал врачом, к нему на приём пришёл старый человек, жалуясь на кашель и периодическую боль в горле. Он рассказал, что раньше работал шпагоглотателем в цирке. Похоже, в жизни не бывает случайных встреч, и это его рентгеновский снимок Ханс видел в медицинском училище! Ханс рассказал своему пациенту о неудачных попытках заглатывания удочки. Старик рассмеялся и удивленно спросил у доктора, разве он не знает, что горло плоское, и поэтому в него входят только плоские предметы. К примеру, такие как клинок, штык, шпага или меч. Воодушевленный этим разговором, Рослинг успешно «заглотил» плоскую ручку половника, а потом приобрел старинный армейский штык и легко просунул его в горло. Иногда этот трюк он демонстрировал слушателям на лекции, чтобы доказать: то, что кажется невозможным, на самом деле абсолютно реально, достаточно лишь понять, как это работает.

О том, что люди неправильно трактуют факты и склонны драматизировать услышанную информацию, он впервые задумался, давая лекции студентам Каролинского института в Стокгольме. До этого он долгое время изучал проблему голода в Африке и собрал достаточно материала для лекций «Глобальное здоровье». Однажды, когда он работал стационарным доктором в Мозамбике, вдруг большое количество людей начало слепнуть, и у них стали отниматься ноги. Положение было чрезвычайным. В ситуацию вмешались местные власти, и под их давлением, не располагая достаточной информацией, действуя срочно, Ханс подписал бумаги о предполагаемой эпидемии неизвестной болезни в этом регионе. Власти оцепили территорию и приостановили работу публичного транспорта. На следующее утро женщины из деревни подошли к остановке автобуса, чтобы ехать в город на рынок, где они зарабатывали своим семьям на пропитание. На остановке им сообщили, что в регионе эпидемия, и автобус не будет ходить в течение месяца. Женщины в отчаянии решили добраться до города морем на лодке, но, к сожалению, на море разыгрался шторм, и все они погибли. На следующий день удалось выяснить причину устрашающих симптомов у людей. Оказывается, голодные бедные люди ели ядовитую траву на полях, и её яд повлиял таким образом на их здоровье. После этого всю свою жизнь Ханс считал себя лично ответственным за принятие поспешного  решения, повлекшего за собой смерть невинных женщин в море. Этот эпизод он описывает в своей книге в главе об инстинкте срочности.

Перед тем как давать лекции в Стокгольме, он задумался о своих слушателях. Ему предстояло читать лекцию успешным молодым умам Швеции — студентам медицинского института, имеющим самые высокие баллы. Он решил провести с ними тест и предложил ответить на вопрос о детской смертности в странах. Выживаемость детей в возрасте до пяти лет является основным показателем развития общества. Если сложить пары из десяти стран, в каждой паре детская смертность различалась в два раза. Так, например, в паре Турция-Россия выше смертность была в Турции. Результат его опроса — всего половина правильных ответов. Тогда-то он утвердился в том, что его знания необходимы. Задавая людям простые вопросы о богатстве и бедности, рождаемости, образовании и здравоохранении, он убедился, что большинство даёт на них неправильные ответы, и их ошибки были систематическими, потому что все люди думают о мире хуже, чем он есть. Такие же результаты показали и мы на презентации. Нас попросили ответить на вопрос, как изменился уровень нищеты в мире за последние двадцать лет. Большинство дали неправильный ответ, сказав, что он остался прежним или удвоился. На самом деле он вдвое сократился! Другой вопрос: какой процент детей до года (от всего населения Земли) получил вакцинацию от нескольких болезней? Варианты ответа: 20, 60 или 80 процентов. Правильный ответ — 80 процентов, но в нашей группе его никто не дал. Так же обстояло дело и с вопросами о изменении климата, борьбе с эпидемиями, уровне образования в развивающихся странах. Тенденция была налицо. Мы все думали о мире гораздо хуже, чем ситуация была в действительности.

За годы своей работы Рослинг выявил, что степень образованности респондентов не влияет на их ответы. Лауреаты Нобелевской премии и исследователи в области медицины так же неправильно отвечали на вопросы, и дело было не в невежестве, искаженных фактах или пропаганде СМИ. Понять причину, почему так много людей ошибается и настойчиво приписывает миру негативное развитие, ему помогло выступление на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе в 2015 году, где собралась политическая элита разных стран, должностные лица ООН, предприниматели, общественные деятели и знаменитые тележурналисты. Рослинг боялся, что его лекция провалится, так как все ответят правильно. Он предложил ответить на три вопроса о нищете, уровнях вакцинации и роста населения. На вопрос о нищете было дано более 60 процентов правильных ответов, но на остальные вопросы более половины ответов были неправильные. Вот тогда-то он понял, что всему виной устройство человеческого мировоззрения, наша склонность драматизировать факты. Большинство людей склонны заблуждаться и верить иллюзиям. Поэтому необходимо понять, как работает эта иллюзия.

Наш мозг за миллионы лет научился преувеличивать опасность. Когда-то это помогло человечеству выжить как виду. Мозг посылал сигнал, за которым следовала мгновенная реакция. Правда, мир с первобытных времен сильно изменился, но мозг работает всё так же. Безусловно драматические инстинкты мозга нам еще пригодятся, но нужно всего лишь научиться контролировать наше драматическое восприятие. В своей книги Рослинг предлагает обращаться к фактам, а не к эмоциям, поэтому его книга называется «Фактологичность». Он призывает пользоваться критическим мышлением, а не драматическими инстинктами.

По-моему, вполне себе дельный совет, созвучный с главным посылом всех современных психологов. В книге автор выдвигает десять основных инстинктов, которые заставляют нас смотреть на факты искаженно, и все они основаны на том, как работает наш мозг. Как этому научиться, откинуть эмоции и фактически хладнокровно взглянуть на мир, используя  статистку, вы сможете подробно прочитать в его книге « Фактологичность», которая вышла в печать в ушедшем 2018 году на многих языках, в том числе и на русском. Вместе с сыном и невесткой, ставшими впоследствии соавторами этой книги, Рослинг разработал анимационную программу для графиков, выступал на TED-конференциях в разных городах перед директорами международных корпораций. В книге представлены все вопросы и графики, её удобно читать с карандашом и блокнотом, попутно отвечая на вопросы о развитии мира и убеждаясь в неверности своих ответов. На мой взгляд, это более увлекательно, чем тесты из серии «Познай себя».

Эта книга учит глобальному мышлению. Мне она помогла «перезагрузиться» и посмотреть на весь мир и себя лично под другим углом — как на некую часть большого механизма, обычную человеческую особь, которая в глобальном смысле продолжает крутить колесо человеческой цивилизации. Возможно, это неприятное осознание для какого-нибудь раздутого эго, но очень отрезвляющие и позволяющее понять, что в мире все взаимосвязано, мы все — часть цивилизации, и главное — наш мир, не так ужасен, как нам представляется. Для нас, русских читателей с историей искажения фактов, советской пропаганды и цензуры, особенно полезно почитать эту книгу.

Книга «Фактологичность» — это труд выдающегося человека, который последние годы своей жизни посвятил её написанию, собрав всю статистику и показав подробно, как работает наше мировоззрение, с целью доказать лишь одно — мир изменяется к лучшему. А это, согласитесь, благая весть, которую так приятно слышать в море негативного контента, который  мы вбираем в себя ежедневно. Билл Гейтс и Барак Обама отметили  книгу «Фактологичность» в списке десяти самых важных книг ушедшего года. После смерти Ханс Рослинг включен в список ста самых влиятельных людей планеты по версии Time Magazine.

Наверняка для некоторых эта  книга станет непривычным чтивом, так как не содержит описания отношений между мужчинами и женщинами, не даёт пошаговой инструкции о том, как распознать кобеля в первые три дня знакомства, и надо ли выходить замуж, если тебе тридцать. Но эта книга живо и оптимистично описывает развитие современного мира в цифрах, позволяет выйти из своего «маленького мирка», расширить кругозор, и утверждает: о, чудо — мир изменяется к лучшему. Не о таких ли чудесах все недавно просили Деда Мороза?

Автор Лена Бломквист @blomquist2745, фото #Домохозы

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ