Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»

Длинные новогодние каникулы — отличный повод сходить туда, куда не хватало времени. Выставка Казимира Малевича на ВДНХ символично расположилась в павильоне Рабочий и Колхозница, несмотря на то, что представленная коллекция не такая большая, и на ней не представлены самые известные работы, ведь главные российские музеи — Третьяковская галерея и Русский музей, — в ней не участвуют. Зато здесь есть уникальные полотна, которые ранее вы точно не могли видеть. Их привезли из Астрахани, Екатеринбурга, Иванова, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Тулы. Все это оказалось в провинции в 1918-1919 годах, когда по решению Наркомпроса современное искусство отправляли в огромных количествах в провинциальные музеи. Кстати, первая и последняя такого уровня ретроспектива Малевича в Москве состоялась в 1988-м году, почти 30 лет назад.

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат" на ВДНХ

Вы не найдете здесь ни одного из четырех живописных «Черных квадратов» Казимира Малевича — главного его шедевра. Но тут висит уникальный графический «Черный квадрат», созданный одновременно с первым живописным. Увидят посетители, например, эскизы декораций, которые сделал художник для оперы «Победа над солнцем». На выставке представят фотографии, дневники и письма автора, а также малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра» и «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны (тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский). Посетители выставки смогут увидеть и совсем необычного Малевича — автора флакона одеколона «Северный», выполненного для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.

Дизайн флакона одеколона "Северный"

Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника, включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882–1962). Работая над этой выставкой, кураторы стремились к тому, чтобы публика смогла по-новому и более объемно увидеть личность русского авангардиста, а также понять контекст эпохи, в которой он жил и творил.

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат" на ВДНХ

Казимир Малевич родился в Киеве 11 февраля (23 февраля) 1879 года. Его родители по происхождению были поляками. Отец его, Северин, работал в качестве управляющего в Киеве на заводе Терещенко. А вот согласно другим данным отцом Казимира Малевича был белорусский фольклорист и этнограф Северин Антонович Малевич. Мать Казимира – Людвига Александровна – была обычной домохозяйкой. Мальчик стал первенцем в семье, в которой позднее было ещё четыре сына и четыре дочери. Всего у супругов Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.

"Городок", 1910г

Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами тоже были созданы в стиле импрессионизма. Позже он страстно увлекся футуризмом. Малевич чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок и даже работал над костюмами и декорациями  в 1913-ом году. Спектакль «Победа над солнцем», прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда. Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма. Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность. Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

Реконструкция оперы-буфф «Победа над солнцем», Московский театр музыки и драмы Стаса Намина.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретая все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре. В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее. В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.

Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат" на ВДНХ

Выставка открыта каждый день кроме понедельника и 31 декабря, время посещения очень удобное: с 11 утра до 10 вечера.

Автор Татьяна Калькова, фото ВДНХ, из открытых источников

Добавить комментарий

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ