Материнское поле

Трудно найти советскую литературу о войне, в которой главными героями были не Человек и Фронт, а Человек и … Земля. Есть особенные произведения, которые оставляют раны на сердце. И об одном из них сегодня пойдёт речь.
На сцене Театра имени Пушкина уже много лет живёт хореографический спектакль по Чингизу Айтматову «Материнское поле». Живёт – потому что в этом спектакле нет сценографа, хореографический – потому что слова облачены в форму танца, а единственное слово, которое вы отчётливо услышите в этом произведении, отчаянно призывает нас к родному, сокровенному… «Папочка!..». Эта трагическая эпопея, которая за один час разыгрывается на сцене филиала именитого театра, фантастична по своей задумке.
Есть драмы, мелодрамы, в основе которых сюжет, раскрученный специалистами из разных сфер с одной целью — развести зрителя на эмоции. Что будет применено? Спецэффекты, визуальные и музыкальные инновации, неправдоподобные диалоги и всё то, чем грешат современные постановки. «Материнское поле» — это история о семье, которая распадается на единой земле от любви к родине, к памяти, к семье. Всё, что разрывает сердце в клочья от нежности, в этом произведении душит болью за тех, кто не смог не по своей вине постичь жизненного счастья.
Железные листы, пули, книги, мука и вода – всё, что летает по сцене, будто и составляет жизнь этой глубоко несчастной, но в то же время сильной женщины, Толганай. Земля, в руках которой виолончель, камень и патроны становятся равнозначными инструментами, вызывает, если не жуткий трепет, то смиренность точно.
Цитата из интервью режиссёра-хореографа Сергея Землянского: «Я думаю, что-то из произведений Айтматова мы проходили еще в школе. А когда что-то проходишь в школе, это не очень осознанно. Нашел повесть в Интернете, скачал ее себе в айпад и полетел. Сел в самолет, прочитал первую страницу, вторую, и из глаз вдруг полился поток слез. Я, конечно, удивился сам себе, такой реакции, не понял, что происходит».
«Мысль изречённая – есть ложь», — запоминают школьники Silentium Тютчева, написанного на темы Пфау. Что же, в таком случае, пластическая история? И есть ли ей место в современном театре?

Добавить комментарий

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ