Париж в Санкт-Петербурге. Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса

Москва и Петербург погрузились во тьму. Поздний рассвет и ранний закат в преддверии дня зимнего солнцестояния могут радовать только одним — можно любоваться новогодней иллюминацией практически в режиме 24/7. Иногда в этой предпраздничной суете очень хочется закрыть глаза и очутиться где-нибудь … в Париже. Петербуржцам, которые видят солнце раз в месяц, подарили такую возможность. Для этого не нужно получать визу и лететь на самолете, а можно просто отправиться в любимый домохозами музей Фаберже.

Музей продолжает свою серию выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Фриды Кало и Сальвадора Дали. Посетителям представят уникальную коллекцию живописи ведущих художников Парижской школы первой трети XX века, собранную их современником и покровителем Йонасом Неттером. На выставке будут представлены самые громкие имена и показаны главные жемчужины коллекции Неттера: живопись Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других легендарных мастеров Монпарнаса — всего более 120 произведений художников Парижской школы из уникальной коллекции Йонаса Неттера.

Монпарнас — квартал Парижа, ставший центром его артистической, интеллектуальной и светской жизни незадолго до начала Первой мировой и сохранявший свою неповторимую атмосферу вплоть до начала Второй мировой войны. Неотъемлемой чертой Парижа тех лет был интернационализм — художники, писатели, политики и бизнесмены со всего мира съезжались туда, и многие оставались там жить. Для художников и поэтов, желавших приобщиться к последним веяниям в искусстве, Монпарнас был настоящим местом паломничества: в 1910-х годах завсегдатаями его многочисленных кафе были все лидеры и идеологи европейского модернизма. Илья Эренбург писал о знаменитом кафе «Ротонда» на бульваре Монпарнас: «С самого утра за четырьмя или пятью столами в жаркой, душной, прокуренной задней комнате сидели русские, испанцы, латиноамериканцы, скандинавы, люди со всех концов земли, предельно нищие, невесть во что вырядившиеся, оголодавшие, и говорили о живописи, декламировали стихи, обсуждали способы раздобыть пять франков, спорили и примирялись. Под конец кто-нибудь обязательно напивался, и его выставляли вон».

Тем не менее, богемная жизнь тех лет была безоблачной и беззаботной далеко не для всех ее участников. Молодые художники — Модильяни, Сутин, Утрилло и многие другие — жили в бедности, а их картины воспринимались публикой как скандальные и практически не покупались. Друзья Модильяни называли его «Моди» не только из-за фамилии, но и из-за ее созвучия прилагательному «проклятый» (фр. maudit) — это прозвище закрепилось за ним и художниками его круга, чья жизнь была полна лишений и неудач. Среди работ Модильяни, представленных на выставке, есть и 2 портрета его музы Жанны Эбютерн. История их трагической любви отражена в фильме «Модильяни».

Жанна училась живописи, ей было 19 лет, когда она познакомилась с художником в апреле 1917 года. Она стала его основной моделью. В 1918 году Жанна и Модильяни вынуждены были покинуть Париж из-за угрозы его захвата немцами, в ноябре этого года у них родилась дочь. Они собирались обручиться в 1919 году, Жанна ждала второго ребенка, но свадьба не состоялась из-за того, что Модильяни серьезно заболел туберкулезом в конце 1919 года. 24 января 1920 года художник умер. Ему было 35 лет. Днем позже 25 января, находившаяся на 9 месяце Жанна покончила с собой. История их любви, как говорится в аннотации к выставке, стала одной из самых известных романтических историй в искусстве ХХ века. Уникально то, что на выставке можно видеть работу и самой Жанны Эбютерн. На ней изображен библейский сюжет со змеем, Адамом и Евой. Легко написанная, с узнаваемыми образами Амедео и Жанны, наивная и печальная, работа производит потрясающее впечатление.

На выставке также будет показана замечательная подборка картин близкого друга Модильяни — выходца из России Хаима Сутина. Подобно своему другу, Сутин жил и творил в бедности и был известен как человек неврастеничный, болезненный и гиперчувствительный. Свой мятущийся характер художник в полной мере воплотил в живописи, создав собственную разновидность экспрессионизма. В коллекции Неттера представлены все жанры, в которых работал Сутин — портреты, натюрморты, городские и сельские пейзажи. Считая себя преемником старых мастеров, Сутин утверждал, что мотив изображения туш животных был подсказан ему картиной Рембрандта «Туша быка». Свою версию картины Сутин писал с натуры, купив тушу на скотобойне и подвесив ее в своей мастерской. Художник работал медленно, и вонь стала столь невыносимой, что соседи пожаловались в санитарную службу. Чтобы дать Сутину возможность закончить картину, санитары предложили обработать тушу быка формалином. Через несколько дней высохшее мясо потеряло свой насыщенный цвет, и тогда Сутин раздобыл на той же скотобойне ведро свежей крови. Бык, смазанный кровью при помощи кисти, стал «еще красивее, чем был».

Живопись Мориса Утрилло представлена целой серией пейзажей, относящихся к лучшему — «белому» — периоду его творчества. Первые уроки живописи Утрилло получил от своей матери — художницы, а в молодости любимой натурщицы Ренуара и Тулуз-Лотрека — Сюзанны Валадон, чьи работы также можно будет увидеть на выставке. Утрилло стал мастером монохромных, отличающихся изысканным чувством тона городских пейзажей, передающих ощущение одиночества и меланхолии.

Во время выставки «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» музей работает без выходных. Время посещения выставки разделено на три периода в течение дня: с 10-00 до 14-00, с 14-00 до 18-00, с 18-00 до 20-45. Насладиться картинами мастеров Парижской школы  вы можете до 25 марта.

Автор Татьяна Калькова, Музей Фаберже, фото из открытых источников

Добавить комментарий

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ