Про любовь к себе

Хочется копнуть про любовь к себе в неком временном, историческом разрезе.
Россия исконно имела сложные отношения с любовью к себе. До определённого момента русские люди делились на крестьян и небольшую прослойку богатых. Крестьянам, как людям неграмотным, было сложно разобраться с этим вопросом. Когда человек выживает и впахивает, для того чтобы не умереть, речь о любви к себе идти не может. Нет времени думать всякую х@йню. Работал весь день, пришёл домой, съел борща (если повезло), в&ебал первача и запел. И на печь спать. И так всю жизнь — не было ни отпуска, ни выходного, а если и был, то было просто больше первача и песен. Кстати о песнях. Я, если честно, хотела бы некое исследование провести на этот счёт. У меня нет данных, но я предполагаю, что пение за столом — великолепный вид отдыха и расслабления после тяжелого рабочего дня. Почему крестьяне тянули песню? Отдыхали. Отвлекались от мыслей чёрных, включая любовь к себе. К сожалению, полюбивший себя крестьянин — это страшная сила, и этому есть немного примеров. Допустим, Степан Разин. Полюбивший себя крестьянин — это в первую очередь мыслящий крестьянин, который что бы захотел??? Правильно, освободиться. Быть свободным и независимым. Так вот, полюбившие себя крестьяне периодически устраивали восстания, и их подавляли.

Что касается дворянства и богатых людей, то тут были люди, умеющие читать и писать. У них было гораздо больше времени и возможности порассуждать на разные темы. Те, кто мог, писали (кстати, даже Толстой, будучи одним из самых образованных людей современности, и тот мало что писал о любви к себе), те, кто не умел писать — читали.

Вскоре пришла советская власть, и началась эра рабочих и крестьян. Человек жил светлыми идеалами, строил коммунизм. Идея великолепная, но никоим образом не подразумевающая любовь к себе. Напротив, идеология человека Советов — это отрицание любой любви, кроме как к своей родине и делу. В основе лежала концепция самопожертвования. За светлой идеей коммунизма стояло каждодневное жертвоприношение. Люди были готовы отдать части своего тела ради идеи. И ЭТО ПРЕКРАСНО. На мой взгляд, это было феноменально! Редко история чьей-то страны может похвастаться такой преданностью своей родине и возможности верить в светлое будущее. Напоминаю, что у рабочих и крестьян страны Советов ко всему прочему полностью отобрали ВЕРУ В БОГА. До этого вера в бога была опорой для многих. Крестьянин бога боялся, поэтому не плошал. И опять же, поскольку крестьянин был неграмотен, он не имел возможности изучать Библию и многое делал так, как наставлял батюшка. А батюшка много про любовь к себе не рассказывал и тезис «возлюби ближнего своего как самого себя» не расшифровывал. Кстати, если есть среди вас религиозные православные, сделайте для меня одолжение: обсудите этот тезис со своим духовником и потом расскажите, что это значит. Может быть, и семинары не понадобятся.

Так вот, возвращаясь к нашим рабочим и крестьянам. Рабочий и крестьянин себя не любил, ближнего тоже, а любил только то, что ему предлагали любить: родину, работу и водку. Советская власть отобрала у народа религию. Целенаправленно. Грамотно. Цинично. Но предложили веру в другое — светлое будущее, которое можно и нужно было построить исключительно без любви к себе.

Короче говоря, нет у русского человека истории и культуры любви к себе. То, что вырезали поколениями, невозможно возродить чередой семинаров. Это неплохое движение, но на все нужно время и ещё мера. Россия же славится крайностями. И сейчас на территории страны проживают потомки рабочих и крестьян. Да, есть небольшое количество интеллигенции. Как известно, большинство интеллигенции было истреблено, а это именно те люди, которые естественным образом любили себя.

Любовь к себе интеллигентным людям даётся гораздо проще, ибо она подразумевает внутреннюю свободу. Свободу выбора, возможность принимать свои собственные решения в независимости от указаний свыше. Интеллигентный человек любит рассуждать, дискутировать, искать ответы на вопросы. Совсем недавно появились интеллигентные профессии — это психологи, коучи. Именно поэтому наконец-то можно любому человеку начать разбираться в себе. Но, как известно, не каждому это дано. Перегиб наших дней — это как раз повальное увлечение семинарами по личностному росту, умению любить себя, духовным практикам и тому подобным. У русских людей есть к этому интерес, и не только потому, что кто-то очень сильно хочет работать над собой. Это может быть такой же данью моде, когда человек сходил на семинар и определил для себя, что таким образом он развивается. Многие думают, что посещения семинара достаточно. Это большая ошибка. Дело в том, что после семинара, по сути, должна начаться работа над собой, а именно изменения. Изменения эти могут быть неприятными, и человек, как правило, им сопротивляется — так устроена человеческая натура. Поэтому для многих поход на семинар выглядит больше как поход на выставку современного искусства: мало кто в этом разбирается и понимает современное искусство, поэтому оценить выставку не может. Лично я знаю очень мало специалистов, поэтому после выставки большинство констатируют: «Что-то х@йня какая-то». То же самое и может произойти на тренинге по любви к себе. Если ваш коуч пытается объяснить, чем отличается эгоизм от настоящей любви к себе, а вы не понимаете, то вы заключаете: «Что-то х@йня какая-то».

К сожалению, для многих достаточно факта посещения музея, семинара, библиотеки. Мало кто после этого делает «домашнее задание». А зря…

Автор, фото Маша Лопатова

Добавить комментарий

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ