Випассана. Десять дней моего молчания. Часть 3

На пятый день моего пребывания на курсе Випассаны, мне стало казаться, что всё не так страшно. Появилось ощущение легкости (хотя, возможно, это было смирение), и я стала относиться ко всему окружающему меня со спокойствием и умиротворённостью. Утренние медитации, которые начинались в 4:30 утра, уже были не столь страшны для меня. Даже, наоборот, я шла в медитационный зал в приподнятом настроении. Я не чувствовала себя уставшей или невыспавшейся. Единственное, что продолжало меня беспокоить, это боль в спине, появившаяся на третий день моего курса, но я старалась о ней не думать. «Просто наблюдай», — говорила я себе словами Гоенка (учитель Випассаны, ведущий наставник-мирянин поздней традиции бирманской медитации Випассаны). Конечно, от этого боль меньше не становилась, но, по крайней мере, я искренне пыталась следовать наставлениям учителя.

Возвращаясь назад, я хотела бы признаться в том, что на третий день моего курса Випассаны со мной произошло неприятное происшествие. В тот день я проснулась как обычно в 4 утра от звука гонга, но почувствовав, что у меня совершенно нет сил и желания вылезать из тёплой постели, решила полежать еще хотя бы 20 минут, а потом идти на медитацию. Через 20 минут я поняла, что ничего не изменилось. Я по-прежнему чувствую, что хочу спать, и мой внутренний голос предательски уговаривал меня никуда не идти. Посмотрев на своих соседок по комнате, которые собирались на утреннюю медитацию, я подумала о том, что не будет ничего плохого в том, если сегодняшнюю утреннюю медитацию я проведу в комнате. Конечно, я соврала себе. Уже через десять минут, я спала крепким сном и видела прекрасные сны.  В 6:15 я, совершенно довольная собой и хорошенько выспавшаяся, вышла из женского корпуса, собираясь идти на завтрак в столовую. Но, то ли ступеньки были скользкими от ночного дождя, то ли моя карма нашла меня там, где я не планировала с ней встречаться, – я поскользнулась, упала с крыльца и сильно подвернула ногу. Пока я летела руками о гравий, в мою голову почему-то пришла мысль о том, что я больше никогда не сяду на мотоцикл без перчаток — настолько больно было проехаться руками об песок и мелкие камни. Вторая мысль, когда я встала на ноги, чтобы оценить масштаб своих ран, была о том, что это все случилось потому, что я проспала утреннюю медитацию. Колено было разбито в кровь, руки были поцарапаны, настроение заметно ухудшилось. Но я продолжала наблюдать свое внутреннее состояние «без влечения, без отвращения».  Все последующие дни я честно вставала в 4 утра на медитацию и медитировала в зале или у себя в комнате.

На седьмой день мне показалось, что этот курс не закончится никогда. Я невольно представила себя в тюрьме. Не знаю, почему мне в голову пришло именно такое сравнение, но я подумала о том, как же это ужасно находиться в заключении без возможности выйти за ворота и делать всё то, что тебе не хочется. Восьмой и девятый день были днями сурка. Одно и то же, одно и то же. Те же ощущения, те же мысли, а точнее, их отсутствие. Я заметила, что в зале появились свободные места. Очевидно, кто-то не справился с самим собой или не смирился с режимом курса и уехал домой. Что ж. Видимо, у каждого свои причины. Мы все приехали сюда добровольно. А это значит, что каждый из нас также может отсюда уехать. Хотя в начале курса тебя спрашивают три раза, готов ли ты соблюдать режим, готов ли ты сохранять обет молчания на протяжении десяти дней. Того, кто переоценил свои силы или разочаровался в курсе по каким-то причинам, не стоит осуждать. Очевидно, человек, недошедший до конца, просто был не готов к этому. Моё мнение такое – на Випассану нужно ехать тогда, когда чувствуешь в этом сильную потребность. Когда ты почувствовал, что пришло время, тогда и нужно ехать. А приезжать на курс Випассаны за новыми ощущениями, за новым опытом или за решением каких-то личных проблем – это бесполезно и вряд ли принесёт какую-то пользу.

На десятый день нам выдали личные вещи (книги, деньги, паспорта и прочее), все, кроме телефона. Это было необходимо для того чтобы вы смогли внести свое пожертвование на курс, если считаете нужным. Пожертвование — это не плата за прохождение Випассаны. Она бесплатна. Это возможность помочь кому-то тоже пройти этот курс. Поэтому, если вы считаете, что Випассана была вам полезна, сделайте пожертвование и дайте другому человеку возможность, заранее оплатив его пребывание здесь (пожертвованием может быть любая сумма, которая пойдет на еду, аренду помещения и прочие расходы). Вы подходите к ящику для пожертвования, опускаете туда деньги и записываете на листок, лежащий на столе, свою фамилию, имя и сумму (это нужно для отчетности).

Отъезд на одиннадцатый день вызывает смешанные чувства. С одной стороны, ты внутренне рад, что всё закончилось, и ты едешь домой. Но с другой стороны, есть некоторое сожаление от того, что придётся вернуться к своей обычной жизни. Ты настолько привыкаешь жить в расслабленном состоянии, что даже немного боишься снова возвращаться к тому, от чего уезжал 10 дней назад. Ты уезжаешь с курса, но ты уже другой. Многое в твоём сознании поменялось. Изменилось и твое отношение ко многим вещам. Ты становишься спокойнее, уравновешеннее и начинаешь жить здесь и сейчас, не думая о прошлом или о будущем.

Тем, кто решится на прохождение курса Випассаны, мне хотелось бы сказать: Випассана не решит личные или финансовые проблемы. Это не средство от всех болезней. Это техника. Техника медитации. Вы принимаете её или не принимаете. Вы извлекаете из этого пользу или не извлекаете. Но то, что вы не вернётесь оттуда прежним человеком, это однозначно. А вы бы решились на прохождение Випассаны?

Автор Алёна Шейк @chem_ti_besish, фото #Домохозы

Добавить комментарий

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ