Сокровища «Невероятного»

Несмотря на то, что я всегда шучу, что ни черта не понимаю в современном искусстве, я в нем разбираюсь. Все-таки азами владею и уже многие годы коллекционирую. Это не дань моде для меня, это, пожалуй, инвестиции и все-таки Любовь. Поэтому выставка Херста, пожалуй, центральная достопримечательность на венецианской биеннале в данный момент.

Дэмьен Херст — английский художник, предприниматель и коллекционер произведений искусства. По оценкам одной из британских газет, Херст — самый богатый из ныне живущих художников, чьё состояние оценивается в 215£ млн. Смерть — центральная тема в его работах. Наиболее известная серия художника — Natural History: мёртвые животные (включая акулу, овцу и корову) в формальдегиде. Знаковая работа — «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — тигровая акула в аквариуме с формальдегидом. Именно она стала символом графической работы британского искусства 1990-х и символом Britart во всём мире. Еще одна известная работа — «За любовь Господа» — платиновый череп, инкрустированный бриллиантами.

Первое международное признание Херста пришло к художнику в 1993 году как раз на венецианской биенале. Его работа «Разделённые мать и дитя» представляла собой части коровы и телёнка, помещённые в раздельные аквариумы с формальдегидом. Поэтому вернёмся к биеннале этого года: Крушение «Апистоса» или «Невероятного», корабля, полного сокровищ, реализовалось в фантастическую коллекцию. Миф или реальность — не важно! Важно, что Херст — гений современности.

Так вот преамбула такова. В 2008 году у восточного побережья Африки были обнаружены остатки крушения корабля «Апистос», что в переводе с коинского греческого (коинский — некий греческий, неясно откуда) означает «Невероятный». Легенда гласит, что освобождённый раб Амотан, живший в середине 1-го века, причастен к тому, что находилось на этом корабле. Освободившись, он смог скопить невероятные сокровища, которые погрузил на гигантский корабль и поплыл строить храм для своей коллекции. Корабль затонул и пролежал около 2 тысяч лет на дне Индийского океана. В 2008 году сокровища начали поднимать после обнаружения в районе порта Азания. Все скульптуры и артефакты были инкрустированы плотным слоем кораллов и другими представителями морской подводной жизни. В таком виде все они были подняты со дна океана и выставлены на биеннале.

Выставка Херста имеет 2 локации — Это Пунта делла Догана и палаццо Грасси.
Пунта делла Догана — это более масштабная выставка в плане размеров экспонатов. Они громадные!!! В палаццо Грасси многие экспонаты повторяются, но они — уменьшенные копии. Специалисты рекомендуют для полноты ощущений смотреть обе экспозиции. И все же в обоих залах есть своя индивидуальность. Например, безголовый «Давид» (не Давид он вовсе), он же Демон, изъеденный морскими тварями, стоит в размер Колосса в палаццо Грасси. Высота статуи чуть больше 18 метров, и она является копией маленькой статуи, извлечённой из океана. Голова  по легенде была найдена отдельно в долине Тигрис в 1932 году. По голове определили, что тело принадлежит королю Пазузу — демону ветров. Но тело все-таки остаётся под вопросом: у Пазузу, как правило, были крылья, хвост скорпиона и пенис с головой змеи.

Херст глубоко копнул проблему древних месопотамских демонов. Ведь это были комплексные создания с элементами человека, животного и божественного! Русалки с красивыми грудями, воин и медведь, гигантский моллюск, сфинкс, голова медузы, человек-ящерица, череп циклопа — вот небольшой список выставляемого в Пунта Догана.

Палаццо Грасси — это Гермафродит (двуполый Бог), череп единорога, Андромеда и морской монстр, Микки Маус и Будда! Бред, скажете вы?! И будете правы. Искусство должно вызвать именно такую реакцию, особенно современное. Искусство — это не обязательно что-то универсально красивое, ведь красота в виде «Девушки с персиками» может также сильно наскучить, как красота ведущей «Спокойной ночи, малыши» Оксаны Федоровой. Искусство ОБЯЗАНО вызвать эмоцию, и если она отрицательная — это победа для каждого художника!

Для меня Херст великолепен, и я назову эту выставку самым ярким событием современного искусства последнего двадцатилетия. Вы можете смеяться и плакать над ней одновременно, и это прекрасно!

Сюрр, миф, фантазия и труд — вот что для меня Херст.

Автор, фото Маша Лопатова

Одна мысль о “Сокровища «Невероятного»

  1. Александр сказал:

    Коинский греческий — на самом деле, койне — диалект греческого языка, который использовался для общения народами востока Римской империи в начале первого тысячелетия нашей эры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ